Надежность и долговечность готового асфальтобетонного покрытия – одна из основных характеристик в дорожном строительстве, которую дорожники стремятся совместить с невысокой себестоимостью строительства. Чтобы добиться высокого качества при минимальных трудовых и финансовых затратах, необходимо тщательно рассчитывать и улучшать физико-механические характеристики материалов еще на стадии проектирования дорожного покрытия.
От чего зависит прочность асфальтобетона?
Прочность дорожного асфальтобетона – это комплексная характеристика, которая зависит от множества показателей: структуры строительной смеси, его устойчивости к растяжению и сжатию при механических и весовых нагрузках, влажности и температурных перепадов (последняя характеристика специфична для каждого конкретного региона).
Регулируя эти характеристики, можно получать покрытия с разными возможностями и степенями прочности, а значит, и разной стоимостью. Там, где необходимо очень прочная дорога – строить дороже, но надежнее, а там, где в чрезмерной жесткости полотна нет необходимости, устанавливать менее дорогой «мягкий» асфальтобетон.
Достичь этого можно только одним способом: внутрихимическими изменениями смеси, при которой выбирается оптимальная зернистость минеральных компонентов, и прочность их внутренних связей в смеси (особенно это касается связи битума с минеральными компонентами). Именно здесь и возникают дефективные «разрывы» единой структуры готового покрытия из-за механических и климатических нагрузок.
Чтобы добиться высокой прочности физических связей смеси нужно:
- увеличить адгезию заполнителя смеси с вяжущим компонентом;
- повысить устойчивость к механическому растрескиванию структуры материала при высоких и низких температурах.
Очень часто сделать это сложно, так как «рабочий» температурный диапазон битума очень невелик – они устойчивы только при плюсовой температуре, и становятся хрупкими при заморозках.
Добавки в асфальтобетонные смеси
В современном дорожном строительстве эта проблема решается с помощью модификационных добавок – в смеси добавляются зола, регенераторы резины, каучук, латекс, полимерные материалы.
В последнее время в смеси асфальта и бетона добавляются также вторичные материалы переработки старых дорожных покрытий и промышленного производства, повышающие пластичность и адгезивную стойкость битумов. Заодно сокращаются и расходы на создание новых асфальтных покрытий.
Наиболее доступными, экономически рациональными и практичными добавками отходов промышленного производства являются резиновая и резинотканевая крошка, латексные смеси (подвулканизированные и выпрессованные). Коэффициент сцепления асфальта при этих (с зернистостью 0.15-1.0 мм) добавках увеличивается примерно на четверть.
Отмечено, что, чем меньше зерно добавок, тем выше трещиностойкость покрытия. Зерна размером до 0.1 мм во время перемешивания смеси вообще распадаются, распределяются по всей смеси и растворяются в битуме, обеспечивая покрытию новое качество, упругость и эластичность при отрицательных внешних температурах.
Резиновая крошка, органически сходная с битумом, создает с ним однородный материал с совершенно новыми характеристиками. Полувулканизированный каучук можно эффективно использовать в качестве вяжущего компонента в асфальтобетонной смеси – он диффузно распространяется в смеси и формирует собственную решетку, укрепляя внутренние связи асфальтобетона.
Резиновые и каучуковые добавки (до 20% от общего состава смеси) можно добавлять только в горячую смесь (+160+180С) – при таком температурном режиме резиновая крошка девулканизируется, и ее высвободившиеся молекулы смешиваются с молекулами битума в однородную массу. Всего несколько старых покрышек, и дорожное покрытие увеличивает свою стойкость и долговечность на 25%!
Минеральные модификаторы – зола, техническая сера, цемент, известняк, доломитовая крошка, доменные шлаки формируют композиционную основу с высоким пределом прочности на сжатие. Зернистость материалов не должна превышать 0.07 мм, а сама добавка может составлять до 70% общей массы смеси. Получается очень дешево и предельно эффективно.
Если вам в Санкт-Петербурге необходимо асфальтирование высококачественными и долговечными асфальтобетонными смесями, прекрасно выдерживающими любые механические и климатические нагрузки (а в СПб с его климатом это необходимо всегда!), компания «Стандарт» готова произвести высокотехнологические дорожные смеси и уложить асфальтобетон быстро, качественно и недорого!